Особенности учебы в немецкой гимназии

Особенности учебы в немецкой гимназии

Немецкая гимназия, в которую дети приходят в 5 классе, не похожа на русскую. Ну хотя бы тем, что там пятеркой считается единица. Двоечником быть престижно! Какие еще прямо противоположные явления отличают саксонские и русские гимназии?


Deutsche Ordnung

Немцы очень любят порядок и режим. В гимназии, где обучение длится 8-9 лет, он продуманный и сориентированный на создание комфортных условий для учебы и отдыха. Пятидневная «рабочая» неделя по 6-7 уроков ежедневно (у старшеклассников – до 9). Начало занятий раннее – в 7.30. Все уроки по 45 минут. Перемены большие. После третьего урока – получасовая Hofpause (перемена на улице), после пятого – Mittagspause (обеденная пауза) на 45 минут.

Отдых летом длится один месяц – июль. Рождественские каникулы до 2 января. Зимние февральские каникулы больше недели. Есть еще пасхальные, весенние и осенние каникулы.


Никакого dresscode! 

От учеников не требуют ходить в «униформе», хотя это гимназия. Основной принцип выбора одежды - ее удобность. Типичны джинсы, майки, свитера, кроссовки. Юбки и каблуки – большая редкость. Про существование «сменки» они не знают. Зимой сидят на занятиях в полной амуниции. Может поэтому в школе не существует раздевалки? Или наоборот – из-за ее отсутствия они ходят, не раздеваясь?

Здесь вообще на внешний вид не обращают внимания и не пытаются всех подровнять под одну гребенку. Мальчики и девочки красят волосы во все цвета радуги, покрывают их гелем, украшают себя пирсингом, туннелями в ушах, дредами. Учителя никак не реагируют на такие по русским меркам вызовы. Для них важнее, как выглядит интеллект воспитанников.

Из бытовых удобств у неприхотливых немецких ребят есть только персональные закрывающиеся на ключ шкафчики для хранения учебников, поделок, спортивной формы.


Сидите, сидите!

Когда звенит звонок и учитель входит в класс, ученики не приветствуют его вставанием. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, ему тоже не нужно вставать с места. Это создает лишний шум и суматоху, нарушает рабочую атмосферу.


Kleine Schweine!

Гимназистов не заставляют дежурить ни по классу, ни по школе. Более того, их нельзя заставить убрать за собой мусор. После ланча повсюду оставляют крошки, после вырезания бросают бумагу на пол, а не в урну. А зачем? Есть уборщица, пусть она и убирает. Помочь стереть с доски, конечно, могут, но только после просьбы. Сами не догадаются.


Не жди перемены – пей!

Немецкие подростки – типичное поколение фастфуда. В любой момент занятий, если им захотелось пить, они достают из рюкзачков бутылку колы и пьют, не стесняясь. Ничего не поделаешь – справляют естественную нужду. Запретить нельзя, а вот спокойно к этому относиться – запросто! Во время первой переменки – ланч, который принесли с собой, бургеры, снеки, йогурты.

Пользуется спросом школьное фастфуд-кафе с картошкой фри и сладостями, хотя рядом находится столовая с горячим меню на любой вкус. Блюда можно заказать заранее, но мало кто пользуется этой возможностью. Выбор в пользу вредного, но вкусного быстропита – это тоже проявление собственного мнения ученика, на которое он имеет право. И запретить это делать могут только родители, а не школа. Свободная, демократическая школа, в которой главный капитал – ее ученики.


Пошел вон из школы!

Перемена для немецких гимназистов – это активный, а не пассивный отдых от уроков. Проводят они его на свежем воздухе, а не в коридорах и кабинетах, подпирая стенку или продолжая сидеть за партой. После беготни и толкотни в школьном дворе дети приходят без опозданий на очередной урок и спокойно его отсиживают. Потом опять несутся шумной гурьбой на зеленый пришкольный участок поиграть зимой в снежки, поболтать на скамеечках, спуститься к речке, перекусить в торговом центре.


Поспи, дорогой! Устал…

Спасением для утомившихся, наработавшихся гимназистов служит их любимая зона рекреации. Это специально оборудованный кабинет, где можно поваляться на диване, даже соснуть во время «окна», сделать домашку или презентацию на компьютере, поиграть в настольные игры. Для ребят установлена кофемашина, микроволновая печь. Есть даже холодильник с плитой. Это место отдыха не оставлено без присмотра – его убирают волонтеры из числа самих школьников.


Сам виноват, что расшиб коленку!

Все ученики знают, что  он сам за то, что с ним произойдет на улице, а не учитель. Немецкий педантизм очень выручает учителей. После «инструктажа» о том, что можно, что нельзя, родители и дети подписывают официальную бумагу об их личной ответственности за возможные последствия поведения ребенка. И все. После этого контроль со стороны учителей не нужен. Дети сами должны делать осознанный выбор, как себя вести – нарушать правила или соблюдать, драться или нет, колоть наркотики или бороться с ними.

В Германии юридическую ответственность за несовершеннолетнего несут его родители, а не гимназия. Немцы считают, что при всесторонней опеке ребенок никогда не научится принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, а значит, никогда не повзрослеет.


Инвалидность не помеха учебе

Гимназия доступна для инвалидов. Для них оборудованы пандусы при входе, в библиотеке, установлены лифы. Отношение к ним со стороны здоровых детей и учителей обыкновенное. С ними обращаются как с равными – дружат и ругаются, помогают друг другу, участвуют в общих проектах. Их ничем не выделяют. Даже слов таких не употребляют – лица с ограниченными физическими возможностями. И инвалиды действительно не чувствуют себя чем-то ограниченными, не нуждаются в жалости к себе.


Сдать оружие!

Один строгий запрет в гимназии все-таки есть. Запрет на пользование гаджетами во время уроков. И он неукоснительно соблюдается. Более того, несмотря на разрешение включать мобильники на переменках, редко кто сидит, в них уткнувшись. Большинство общаются, гуляют во дворе, готовятся к следующему уроку.

Автор записи: Andre